СТУПА БОУДАНАТХ

  • Печать

  nepal stupa 13 Ступа  Боудданатх расположена в 5 км на северо-востоке от городского центра Катманду и является наибольшей ступой в Непале по высоте и экспансии (пространству). Ступа известна как Кхасти Чатья, Кхасау Чатья и Кхаса Чатья. Тибетское название ступы Ярлунг Кхасьор. 
 

Историческое происхождение 
   До сих пор не найден аутентичный и доказанный источник того, когда и кто заложил основательный камень ступы Будданатх.В древние времена периода Татхагата Касьянс (Холи Санг) жила бедная девушка Джьяжима в Непальском селе Магат. Девушка Джьяжима родила четырех сыновей от четырех разных людей.  С помощью своих четырех сыновей она собрала достаточно силы для совершения нескольких чудесных вещей на этой святой земле.Мама Джьяжима захотела построить Ступу и отправилась к правящему королю на поклон - просить разрешение. Услышав ее запрос, король выделил кусок земли для построения ступы. Когда мама Джьяжима получила землю, она начала строить Ступу с помощью своихnepal stupa 11 четырех сыновей. Мама Джьяжима умерла через четыре года возведения Ступы. Перед смертью она приказала своим четырем сыновьям «Вы четверо должны закончить ступу». На момент ее смерти ступа возвысилась до уровня «бумбы». После ее смерти ее четыре сына завершили ее выше уровня «бумбы». Таким образом была завершена эта святая Ступа.
   Силван Леви, французский востоковед, также как и Гопал Рай Вансвали (летопись начала вестись с 14 столетия), оба написали эту историю немного по-разному. Вкратце, Мэн Дью, который правил Непальской долиной в пятом столетии (464-505) по невежеству убил своего отца. Из-за этого  гнусного преступления он вопил и рыдал, и ушел к Ваджрайоджини (богиня Санкху). Он совершил великое покаяние в Гумбихаре, где жила Ваджрайоджини. По его преданности зародилась великая Ступа  и также была там основана.
   Олдфилд – другой востоковед, писал, что лама с Тибета умер во время своего паломничества в Непал и Ступа была возведена с его реликтами и названа как Кхаса Чатья в честь его имени. Тем не менее, есть другая история о строительстве, причиной которого стал огромный дефицит воды. Поэтому местные жители, особенно Невар, назвали ее Кхасти Чатья. Летописец Гопал Рай Вансвали поставил ее в заслугу Шиве Дэв (король Непальской долины), который правил 41 год и возвел Ступу Кхаса Чатья Махакутум. Возможно по этому свидетельству Мэри Слассер также написала в своей книге Мандал, что nepal stupa 12Мэн Дэва возвел Ступу Будданатх, а Шива Дэва обновил (отремонтировал) ее. В некоторых буддийских текстах упоминается, что потребовалось две тысячи пятьсот пятьдесят пять дней для завершения строительства ступы. Непальцы, Тибетцы и Тамангцы сделали равный вклад в развитие этого места в Буддийский Махаяна центр культуры и образования. Также упоминается, что король Кантипура (Катманду) Пратап Мала также обновлял (ремонтировал) Ступу. Лама Тоден Сяскья из Тибета отремонтировал Ступу около столетия назад и покрыл Трайодесабхуми (Тринадцать концентрических квадратов) позолоченными медными пластинами и возвел маленькую ступу восточнее основной ступы. Ступа смогла выжить (выстоять) в сильнейшем землитресении в 1934.

                     Художественные, культурные и религиозные аспекты

Ступа стоит над трехъярусной  платформой, возвышаясь над перекрещенным прямоугольником, для того, что бы произвести форму Янтры. Это действительно красиво и грандиозно как в архитектуре в целом, так и в архитектуре ступы в частности. У этой ступы также находится Вайрочана в центре, далее следуют Ачхнобхья, Падма Самбхава, Амитабх и Падма Амочхасидхи в восточном, западном, южном и северном направлениях, соответственно. Подобным образом расположены сто восемь маленьких ниш вокруг помещений ступы, изображения будд, бодхисатв и других женских божеств вдоль со слитыми в эротических позах фигурами. Также, на нижнем уровне, он окружен тремя молебными кругами тисненными известной мантрой «Ом мане падмэ хум» закрепленной в более чем 140 нишах. Будданатх является одним из самых священных мест для буддистов. Для тибетских  буддистов это даже более священное место и поэтому более переполненное тибетскими ламами чем другие буддийские места. Во время фестиваля Лосар многие тибетцы совершают паломничество в это место. Вся ступа и ее окружение украшено и освещено во время фестиваля. Это тибетский новогодний фестиваль, который проходит между второй половиной января и первой половиной февраля каждый год. Молодые благословляются старшими во время этого фестиваля. Другое важное событие Будданатха - фестиваль двенадцатого года, который проводится раз в каждые 12 лет. Есть поверие, что 12 лет заняло построение ступы и этот фестиваль организовывается, что б отпраздновать это событие, и поэтому организовывается каждые 12 лет. Также есть традиция объезжать колесницей Мъязима вокруг площади Будды с религиозной процессией в день полнолуния Махга (Янв.-Февр.) каждый год. Таким же образом в день Будда Джаянти (в день полнолуния Мая-Июня) также проводится процессия, но в этот раз с изображениями мастера Будды на колеснице. В день полнолуния Джанаи Пурнима (Авг.-Сент.) ступа украшается флажками и освещается ночью. Общепринятой традицией считается светить бессмертные лампы внутри Будда Гъянга. Лампа не должна быть погашена. В случае, если она погашена, она должна быть подожжена от другой лампы, принесенной или со старого монастыря Сваямбхунатх или с храма Ваджрайоджини в Санкху. Традиция называется «Мхармэ Лхакханг» на тибетском языке.

   Значение в мировом списке памятников
   Мировой комитет наследия ЮНЕСКО был созван в Каире в 1979 году, принял и утвердил предложение Непала и вписал Ступу Будданатх в список мирового наследия и она стала собственностью мирового наследия. Теперь она увеличивает важность области.

При копировании данного материала, ссылка на сайт www.kangri.ru обязательна!


Copyright www.kangri.ru